Страна счастья

Бутан — государство в Гималаях, между Индией и Тибетом (Китай). Вся территория Бутана — горы. Обитаемая зона — в основном районы на высотах от 2000 до 3500 метров.

В Бутане страной правит король, который активно участвует в управлении и заботится в буквальном смысле слова о каждом жителе страны. Бутан — буддийское государство.

В Бутане особое внимание уделяется сохранению природы и животных. Убийство животных, в том числе и домашних, почти на всей территории Бутана запрещено. Кроме того буддийская религия считает убийство страшным грехом, и вряд ли кто осмелится убить животное… В Бутане проживает огромное множество диких животных — и слоны, и носороги, и леопарды, и обезьяны, и гималайские медведи.

Ввоз химических удобрений в Бутан строго запрещен королем. Все сельскохозяйственные продукты Бутана экологически чистые, и другими быть не могут.

Рубка деревьев в Бутане разрешена только с санкции лесного министерства и с уплатой соответствующих налогов. Деревья, подлежащие рубке, специально маркируются и учитываются. На голых склонах выращиваются помимо всего прочего новые леса.

Бутан полностью обеспечивает себя продуктами. Избыток сельскохозяйственной продукции продается в Индию.

В стране развита сеть начальных школ, средних школ, высших школ и колледжей. Лучшие ученики посылаются учиться за границу. Людей с европейским, американским или японским образованием довольно много. Практически все население говорит по-английски, при этом младшее поколение и школьники — очень неплохо.

Через весь Бутан проходит фактически одна автодорога, не очень широкая, от которой имеется несколько ответвлений к важным центрам. Автомобилей в Бутане немного.

Телевидение во всем Бутане запрещено указом Короля. Домашние телевизоры могут быть использованы только для просмотра видеопрограмм. Впрочем, обсуждается вопрос о создании национального телевидения.
В летнее время большинство населения занято работами на своем участке и в своем саду. В более свободное, зимнее время, люди путешествуют — ходят лечиться к теплым источникам, навещают родственников и друзей, отправляются в паломничество по святым местам, также в Индию и Непал.

Одной из важнейших внутренних проблем сейчас является защита полей от диких кабанов. Те крестьяне, которые не могут огородить участок колючей проволокой, вынуждены дежурить по ночам. Королевское правительство думает о принятии срочных мер, в частности о помощи в огораживании участков.

Туризм в Бутане ограничен — не более 2000 человек в год.

В Бутане имеется 20 провинций, управляемых из 20 замков. Большинство основных замков были построены в 16 веке правителем Шабдрунгом. Внутри замка помещается администрация и монастыри. Женщинам ночлег на территории замка запрещен. В больших замках имеется сотни или даже тысячи комнат.

Дома в Бутане обычно стоят по-одиночке в горах. Постройка каждого дома производится на благоприятном месте в благоприятное время, определяемое астрологом. При строительстве домов, дорог и планировании участков учитывается экология, духи Земли и демоны гор не прощают загрязнения природы.

Бутанцы — люди серьезные, уважающие себя. Они живут в солидных, красивых домах. Любят работать в саду и огороде, любят свою землю. В Бутане везде чисто, вдоль дорог сажают цветы и деревья. Бутанцы очень вежливы, и никогда ничего не требуют категорически. Если Бутанец хочет сказать, что надо идти направо, он задаст сначала вопрос «Куда ты хочешь идти — налево или направо ?», предлагая выбор. Лучше на этот вопрос не отвечать категорически, а спросить, что по его мнению лучше, а потом согласиться — так после некоторых переговоров будет «выбрано» направление ходьбы. Но не следует обольщаться. Если я резко скажу «Надо идти налево», бутанец выразит некоторое замешательство, и мягко скажет «а не пойти ли может быть направо», давая мне возможность исправить ошибку. И не так то просто «уговорить» его пойти налево…

Бутанцы ходят в халатах, подобных узбекским. Женщины — в платьях тибетского типа. Всегда все чисто одеты.

Уровень образования в Бутане высокий. Так как дома в Бутане в большинстве своем рассеяны по горам, детей со школьного возраста отправляют в школы-интернаты, в которых они учатся обычно 12 лет. На зиму детям дают трехмесячные каникулы, и короткие каникулы — летом, чтобы помочь родителям убирать урожай. Обычно, если кто-нибудь из родственников проезжает мимо интерната, он привозит детям подарки , сладости или деньги. В школах серьезно преподают английский язык, нередко — добровольцы из западных стран, и дети часто хорошо говорят по- английски. Здания школ — солидные и красивые, рассредоточены по всей стране. Сами школьники работают в пришкольном саду. Те, кто хорошо закончил школу и сдал экзамены, поступают в колледж, а потом в университет или едут учиться за границу — Индию, Японию, Америку, Европу.

Бутанский дом выглядит солидно снаружи — прочный и красивый, из массивных бревен, с резьбой и орнаментом, подобный виллам в Австрии. Обычно дом состоит из двух этажей с чердаком, на чердаке сушатся овощи. На второй (основной жилой) этаж ведет крутая лестница. Внутри дом не так роскошен — обычно деревянные стены и немного деревянной мебели, печка, на стенах — вырезки из журналов с киноактрисами и тибетские астрологические календари. В каждом доме обязательно небольшая комната для медитации с небольшим алтарем, у более бедных бутанцев — с бумажными картинками, у более богатых — с танками и фигурами божеств. На кухне нередко газовые баллоны.

Бутанская еда, подобно тибетской, состоит в основном из жирного чая, когда заварка кладётся в молоко и кипятится, а еще добавляется иногда сало или жир. Для европейцев такой чай непривычен, и иногда пьется с трудом. К чаю подается зерно — рис, пшеница, отваренная и прожаренная, а потом высушенная, производит впечатление обычной крупы. В общем можно конечно привыкнуть к такому питанию, но необычно… Бутанцы любят сыр, расплавленный и перемешанный со злым перцем. В общем гурманы или люди с чувствительным желудком рискуют в Бутане просто помереть с голода, если бы не гостиничное питание, напоминающее скорее китайскую пищу. По нашим представлением в бутанском доме холодно — бутанцы, как и тибетцы, очень холодоустойчивы. В монастырях вообще не принято отопления, и монахи часто ходят босыми — непонятно, как они живут зимой…

Сколько народу живет в Бутане — полная загадка. Для вступления в ООН и получения независимости от Индии требовалось набрать миллион населения — каким-то образом это смогли сделать, как утверждают некоторые комментаторы, немножко исказив статистические данные. По одним оценкам в Бутане живут 600 000 человек, по другим — 2 600 000 человек. Но где живет так много народа – не  понять, потому что все деревни и поселки  очень маленькие.

Основной народ Бутана — западные бутанцы. На востоке проживает несколько различных народностей. В горах, на высотах до 4000 метров и выше, живут горные народы дрокпа, которые пасут стада. Летом они поднимаются на большие высоты, а зимой спускаются вниз. Дети горцев стали сейчас посещать обычные бутанские школы.

Аэропорт представляет собой одну не очень широкую бетонную полосу около реки, затерявшуюся в зелени. От аэропорта тянется узкая, асфальтовая дорожка по фантастически красивой долине. Кажется что попал на другую планету. Вдоль дороги — аккуратно посаженные деревья и цветы. Редкие солидные дома, украшенные резьбой и орнаментом. И почти нет машин.

Столица Бутана в его современном виде стоит не более 25 лет. По сути дела в городе только одна большая улица на двух уровнях, вдоль улицы стоят магазины, отели и офисы контор. Много народу толпится у кинотеатра, где вечерами крутят индийские видеокассеты. На нескольких перекрестках стоят регулировщики, управляющие плавными «танцевальными» движениями. Попытка внедрить светофоры  окончилась неудачей — крестьяне из глухих деревень не знали светофоров, и случались инциденты.
Больниц в Бутане много, и лечение для большинства населения бесплатное.

Есть также фабрики по производству традиционной бумаги — из волокон растений, по древнекитайской технологии. Хотя бумага на вид грубовата, как оберточная, книги на такой бумаге выдерживают много сотен лет, и бумагу всегда заказывают монастыри во всех буддийских странах.

 

автор